Организация образовательного процесса и условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Положением об организации образовательного процесса и условиях обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний», утвержденным приказом ВИПЭ ФСИН России от 22 февраля 2018 г. № 72, институт создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Под специальными условиями понимаются условия обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг специалиста-педагога, а также ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание института и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и лицами с ОВЗ.

Структурным подразделением, ответственным за координацию деятельности подразделений института по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по программам высшего образования, является факультет психологии и права.

Факультет психологии и права выполняет следующие задачи и функции:
проводит профориентационную работу среди обучающихся образовательных организаций среднего общего и среднего профессионального образования, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ;
ведет учет инвалидов и лиц с ОВЗ на этапах поступления и обучения;
обеспечивает социальное сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ, включая содействие в решении бытовых проблем, а также адаптацию инвалидов и лиц с ОВЗ к условиям и режиму учебной деятельности, проводит мероприятия по оказанию волонтерской помощи инвалидам и лицам с ОВЗ;
обеспечивает организационно-педагогическое сопровождение, которое направлено на контроль учебы инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования;
контроль за посещаемостью занятий;
оказание помощи в организации самостоятельной работы в случае заболевания;
организациюиндивидуальных консультаций при длительном отсутствии обучающихся;
контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей;
коррекцию взаимодействия с преподавателями в учебном процессе;
оказывает содействие в трудоустройстве выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ.

В целях создания условий для обеспечения обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по программам высшего образования структурные подразделения института выполняют следующие задачи и функции:
отделение психологического обеспечения образовательного процесса отдела по работе с личным составом – консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям инвалидов и лиц с ОВЗ, коррекции ситуаций затруднений;
группа дистанционного обучения учебного отдела организует образовательный процесс инвалидов и лиц с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
информационно-технический отдел осуществляет сопровождение инклюзивного обучения инвалидов в части развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения;
отделение менеджмента качества образования и инновационных технологий размещает и актуализирует по мере обновления информацию о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, о наличии специальных технических и программных средств обучения, наличии безбарьерной среды, прочие документы и сведения;
отдел тылового обеспечения обеспечивает доступность для инвалидов и лиц с ОВЗ прилегающей к институту территории, входных путей, путей перемещения внутри здания, а также наличие оборудованных санитарно- гигиенических помещений для студентов различных нозологий, наличие визуальной, звуковой и тактильной информации для сигнализации об опасности;
медицинское учреждение, осуществляющее медицинское обеспечение студентов института на основе договора, ведет специализированный учет инвалидов и лиц с ОВЗ, осуществляет их медико-оздоровительное сопровождение, включающее мероприятия по сохранению здоровья, развитию адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе, а также оказание первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение организации образовательного процесса

Декан факультета психологии и права обеспечивает:
контроль обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с календарным учебным графиком;
контроль за посещаемостью занятий;
оказание помощи в организации самостоятельной работы в случае заболевания;
организацию индивидуальных консультаций при длительном отсутствии обучающихся;
контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей;
коррекцию взаимодействия с преподавателями в учебном процессе;
контроль за соблюдением прав обучающихся, выявляет потребности инвалидов и лиц с ОВЗ в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации.

Сотрудники отделения психологического обеспечения образовательного процесса отдела по работе с личным составом обеспечивают создание благоприятного психологического климата, формирование условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, психологическую защищенность инвалидов и лиц с ОВЗ, поддержку и укрепление их психического здоровья; осуществляют консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям инвалидов и лиц с ОВЗ, коррекции ситуаций затруднений.

Сотрудники информационно-технического отдела содействуют в обеспечении инвалидов и лиц с ОВЗ дополнительными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации, оказывают помощь преподавателям в использовании информационных технологий.

При необходимости для обеспечения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ в институт могут быть привлечены специалисты: сурдопедагог (сурдопереводчик) для обучающихся с нарушением слуха и тифлопедагог для студентов с нарушением зрения.

Факультет повышения квалификации и профессионального обучения организует повышение квалификации профессорско-преподавательского состава института, в том числе по программам, содержащим сведения о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применению специальных технических средств обучения с учетом различных нозологий.

В институте создаются условия для проведения вступительных испытаний при приеме на обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры.

Организация образовательного процесса

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Обучение по образовательным программам инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется институтом с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

В исключительных случаях разрешается присутствие в здании института лица, сопровождающего инвалида. При возникновении такой необходимости обучающийся может подать личное заявление начальнику института с приложением копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность сопровождающего лица. Проход сопровождающего лица в здание института осуществляется по временному пропуску.

Исходя из психофизического развития и состояния здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ обучение организуется в общих группах студентов, а также может осуществляться индивидуально или с применением дистанционных технологий.

С целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создания комфортного психологического климата в студенческой группе, обучение инвалидов и лиц с ОВЗ организуется с использованием социально активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации.

В образовательном процессе для инвалидов и лиц с ОВЗ могут применяться специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с различными нарушениями.

В вариативную часть образовательных программ института для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе получения высшего образования включается специализированный адаптационный модуль «Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья к обучению в вузе».

Преподаватели, курсы которых требуют от обучающихся выполнения определенных специфических действий и представляющих собой проблему или действие, не выполнимое для обучающихся, испытывающих трудности с передвижением или речью, обязаны учитывать эти особенности и предлагать инвалидам и лицам с ОВЗ альтернативные методы закрепления изучаемого материала. Своевременное информирование преподавателей об инвалидах и лицах с ОВЗ в конкретной группе осуществляется работниками факультета внебюджетного образования.

Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется институтом самостоятельно, исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.

При необходимости для инвалидов и лиц с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения. Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ОВЗ может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для программ магистратуры - на полгода).

При составлении индивидуального графика обучения могут быть предусмотрены различные варианты проведения занятий: в институте (в академической группе и индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ обеспечиваются учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Для инвалидов и лиц с ОВЗ в институте устанавливается индивидуальный порядок освоения дисциплины «Физическая культура».

Для осуществления мероприятий текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации инвалидов и лиц с ОВЗ применяются фонды оценочных средств, адаптированные для таких обучающихся и позволяющие оценить достижение ими запланированных в образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.

Форма проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации для инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т. п.). При необходимости инвалидам и лицам с ОВЗ предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ОВЗ производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся и рекомендаций медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной программы реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда.

При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций.

При направлении инвалида и лица с ОВЗ в организацию или предприятие для прохождения предусмотренной учебным планом практики факультет психологии и права согласовывает с организацией (предприятием) условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Обеспечение доступности зданий института и безопасного нахождения в них.

В институте создается безбарьерная среда с учетом потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ.

В здании, предназначенном для реализации программ подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ (г. Вологда, ул. Щетинина, д. 2), обеспечен вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (в т.ч. расширение дверных проемов). Помещения для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ (учебные аудитории № 1/125, 1/110, читальные залы библиотеки) размещены на уровне доступного входа.

При необходимости на первом этаже здания института, предназначенного для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, оборудуется информационная система для ориентации и навигации, включающая визуальную, звуковую и/или тактильную информацию.

В учебных помещениях, предназначенных для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, предусмотрена возможность оборудования мест для студентов- инвалидов по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения (в том числе путем увеличения размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между рядами столов, замены двухместных столов на одноместные и др.).

На первом этаже здания, предназначенного для реализации программ подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ, оборудована туалетная комната, доступная для маломобильных студентов.

Системы сигнализации и оповещения института обеспечивают безопасность студентов различных нозологий через воспроизведение визуальной, звуковой и тактильной информации для сигнализации об опасности.

С целью осуществления инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по программам высшего образования институт обеспечивает (при наличии соответствующих категорий обучающихся): наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств передачи-приема учебной информации в доступных формах для студентов с нарушением слуха; наличие брайлевской компьютерной техники, электронных луп, программ невизуального доступа к информации и других технических средств для обучающихся с нарушениями зрения; наличие компьютерной техники, адаптированной для инвалидов, со специальным программным обеспечением, альтернативных устройств ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Порядок освоения дисциплин по физической культуре и спорту инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с Порядком реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту по образовательным программа высшего образования и освоения дисциплин модулей по физической культуре и спорту инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний»,
утвержденным приказом ВИПЭ ФСИН России от 27 ноября 2017 г. № 457)

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (при условии наличия в институте таких обучающихся) устанавливается особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.

Из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья формируются специальные учебные группы для освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту.

Занятия с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья физической культурой могут проводиться на площадках (в помещениях и на открытом воздухе), оборудованных специализированными тренажерами, тренажерами общеукрепляющей направленности и фитнес-тренажерами. Все спортивное оборудование должно отвечать требованиям доступности, надежности, прочности, удобства.

В зависимости от состояния здоровья и степени ограниченности возможностей обучающегося на очной форме обучения занятия по физической культуре и спорту могут быть организованы в следующих видах: практические занятия по настольным и интеллектуальным видам спорта; лекционные занятия по тематике здоровьесбережения; задания для самостоятельной работы.

Дата последнего обновления: 03.03.2020 09:31

архив новостей

« Декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
2020 2019 2018  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия